🎃 Самайн - священное время. Для кельтов эти дни не были, собственно, праздником - скорее, особыми днями столкновения с вечностью Иного Мира, и, конечно, временем смены года: с Самайном завершался год предыдущий, и начинался год следующий. Менялись и половины года, завершалось светлое лето, и наступало тёмное, зимнее полугодие, - время оседлости, время пребывания в жилищах, под защитой крепких стен и жарких огней очагов. В то же время как сам Самайн, так и прилегающие к нему дни, были в своём роде "выпавшими" из обычной годовой канвы, из обычного течения жизни: они не относились ни к лету, ни к зиме, они лежали меж разных времён, меж разных миров, на границе. Во время Самайна становился близок Иной мир, распахивались сиды, и те, кто не оставался в дни Самайна под защитой, рисковал угодить в Иной Мир, и уже не вернуться оттуда.
Время Самайна всегда считалось опасным, особенно сама самайнская ночь, и негоже людям было бродить в те ночи под открытым небом, поэтому всем следовало собраться на ночной пир в доме короля - короля одной из пяти провинций Ирландии или в доме Великого Короля. Как говорится в истории о Конхобаре мак Нессе, «сам Конхобар устраивал для них (пир) Самайна из-за большого стечения народа. Нужно было накормить великое множество людей, ибо у каждого улада, не пришедшего в Эмайн в ночь Самайна, пропадал разум, и на следующий день клали его курган, его надгробную плиту и его камень». Позже, когда королевской власти в древнем понимании уже не было, традиция сбора людей под одной крышей, у очага, на всю самайнскую ночь (adaig Samna) все равно сохранялась, например, мы читаем в первых же строчках записанной У.-Б. Йейтсом истории о Рыжем Ханрахане: «Ханрахан ... вошел в сарай, в коем накануне Самайна сидели несколько деревенских жителей. Огонь пылал в старом очаге, и мерцали свечи, вставленные в горлышки бутылей, и темная бутылка емкостью в кварту стояла на досках, подобием стола наброшенных на два бочонка. Большинство селян расположилось у очага; один из них пел длинную бессвязную песню». Собственно, так это и называется в старых текстах feiss Samna - "пир Самайна" или oenach Samna - "собрание Самайна". Эту ночь - достаточно длинную, хоть и не самую длинную в году, - верным было оставаться с другими людьми, а не в одиночестве, в защищенном пространстве, и "держаться подальше от торфяных болот". Того, кто хотел покинуть людское общество прежде рассвета - старались удержать или отговорить - как это происходит в том же Рыжем Ханрахане: "И другие стали подходить к нему, настаивая, что такой приятный товарищ, полный песен, шуток и всевозможных выдумок, не может оставить их до исхода этой ночи". Тот же, кто все же выходит из-под крыши в ночь, попадает из мира явного в запутанный и непривычный Иной Мир, как это случилось и с самим Ханраханом, что потерял из-за своей поспешности своё время; так случилось, например, с Нерой из истории "Приключения Неры, или Угон коров Айнгена" - который, попав в Иной мир, сначала вернулся из него в несбывшееся будущее, потом снова в Иной мир, потом - в реальное настоящее (чтобы предупредить всех о вероятном будущем), а потом - снова вернулся в Иной мир, чтобы уже не возвращаться оттуда.
Нередко считается, что Королевский ночной пир в Таре - Feis Temro - одно из самых известных собраний, ассоциирующихся с Самайном, и пир этот воспринимался как защита от всякого зла в эту ночь, ибо сама сила короля, сила хранителя земли, берегла всех тех, кто собрался под его рукой.
Так что если нет вам нужды отправляться туда, откуда, возможно, не будет возврата - оставайтесь дома в ночи Самайна, и да бережёт вас священный огонь, отгоняя всякое зло и сторожа границу между миром живых и миром тех, кто ушел.
текст: © Шеллир (Наталья Никольская)
написано в октябре 2018 специально для проекта Огам
#Samhain #Samhain@ogham #Samhain_is_coming #Halloween #magic #october #ogham #celtic #celts